Режиссёры и фестивали CC-кинофильмов меняют привычный порядок вещей

Несколько недель назад во время церемонии вручения кинопремии «Оскар» мы вспомнили следующий интересный момент из истории Creative Commons:

 

@creativecommons

Who can tell us what the first Oscar-winning film to be shared under a CC license was?

 

@creativecommons

And the Oscar goes to... RT @alanthall: @creativecommons Was it "A story of healing"? (More info: http://bit.ly/UIhDxL )

 

В 2007 году короткометражная «История исцеления» Донны Дьюи стала первым завоевавшим «Оскар» фильмом, который был выпущен по лицензии Creative Commons. В фильме рассказывается о пластических хирургах из Interplast — организации, которая оказывает бесплатные услуги восстановительной хирургии людям с травмами и врожденными изъянами. Interplast (которая была продюсером фильма и теперь известна под названием ReSurge International) признала, что распространение по лицензии CC позволило донести содержащееся в фильме послание до большего числа людей.

Sita Sings the Blues

Sita Sings the Blues / Nina Paley / CC0

Шесть лет спустя кинорежиссеры по всему миру используют лицензии Creative Commons, чтобы донести свои фильмы до новой аудитории. И в этом процессе многие из них пересматривают свои взгляды на то, как производятся и распространяются фильмы. Нельзя сказать, что фильмы, распространяющиеся по лицензиям CC, сейчас забирают себе почти всех «Оскаров», но, возможно, они уже стали частью чего-то ещё более захватывающего.

Возьмём, например, «Сита поёт блюз» Нины Пэйли. Большинство людей, читающих это сообщение в блоге, наверное, видели этот удивительный фильм Пэйли. (Если вы ещё не видели, посмотрите его прямо сейчас. Мы будем здесь, когда вы вернетесь.) Но вы можете не знать, что с 2013 года Пэйли передала свой фильм в общественное достояние. Пэйли объясняет почему она приняла такое неординарное решение отказаться от своих авторских прав с помощью инструмента передачи в общественное достояние CC0:

… Я все ещё верю в доводы за лицензию BY-SA, но в действительности я никогда не подам иск в суд из-за фильма «Сита поёт блюз» или любого другого произведения искусства. Я буду по-прежнему публично осуждать злоупотребления, такие как закрытость и умышленное искажение авторства, но зачем направлять на каждого заряженный пистолет, если я никогда не выстрелю? CC0 — это официальное признание того, что я никогда не начну судебное преследование против кого-либо, вне зависимости от того, насколько оскорбительно или злонамеренно они себя ведут.

Gottfrid Svartholm

Gottfrid Svartholm (from TPB AFK) / Simon Klose / CC BY

Несколько недель назад Симон Клозе выпустил TPB AFK - профинансированный с помощью Kickstarter долгожданный документальный фильм о жизни и юридических проблемах основателей The Pirate Bay. Клозе выпустил две версии документального фильма: одну лицензировал согласно BY-NC-ND, а другую выпустил по лицензии BY-NC-SA. По словам Клозе, в фильме содержится шестиминутный материал одной телекомпании, которая не разрешила бы создание производных произведений, поэтому он решил наряду с NoDerivs-версией также выпустить и пригодную для редактирования версию без этого видеоматериала. В примерах Клозе и Пэйли лицензии поощряют различные способы повторного использования и творческого участия, что может быть достаточно проблематично в рамках традиционной кинопрокатной концепции «Все права сохранены».

Этим летом члены скандинавского CC-сообщества организуют первый Nordic Creative Commons Film Festival - "Скандинавский фестиваль Creative Commons-фильмов". Организаторы призывают всех в этом регионе организовать у себя сеансы просмотра фильмов. Устроенные места просмотра будут разнообразными - от полноразмерных кинотеатров до небольших собраний в жилых домах. (Организаторы в настоящее время ищут как организаторов-волонтёров, так и фильмы-конкурсанты. Посетите их веб-сайт для получения более подробной информации.)

Скандинавский фестиваль является самым новым событием в расширяющемся движении CC-кинофестивалей, которое началось с Barcelona Creative Commons Film Festival - "Барселонского фестиваля Creative Commons-фильмов". Кинофестиваль в Барселоне (BccN) был впервые проведен в 2010 году под лозунгом "СКОПИРУЙТЕ ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ". И люди его скопировали: "копии" появились в Буэнос-Айресе, Мехико, Лиме, Хельсинки и так далее.

В видеообращении к организаторам Nordic CC Film Festival один из основателей Creative Commons Лоуренс Лессиг предполагает, что кинокультура будущего будет в меньшей степени похожа на сегодняшнюю киноиндустрию и в большей степени - на этот фестиваль:

 

 

Ещё одно новое направление в кинопроизводстве, которое, что интересно, также возникло в Испании, — это #littlesecretfilm от Pablo Maqueda и Haizea Viana. Любой может создать "#littlesecretfilm", если в фильме соблюдается перечень минимальных правил (выполнить съемки в течение 24 часов, а диалоги должны быть импровизированными). Трудно удержаться от того, чтобы не провести параллели с Dogme 95, но организаторы #littlesecretfilm настаивают на том, что создать новое направление они не пытаются (интервью на испанском языке). Манифест проекта описывает его просто как «жест любви к кино», который можно также описать глобальным распространением фестивалей CC-фильмов. И, конечно же, #littlesecretfilms должны быть выпущены по лицензии Creative Commons.

По всему миру CC-режиссёры и организаторы фестивалей меняют правила всех этапов процесса кинопроизводства: от написания сценария и съемки до монтажа, кинодистрибуции и монетизации. В то время, когда господствующая мейнстримная киноиндустрия изо всех сил пытается переосмыслить и модернизировать себя, сообщество Creative Commons движется вперёд, не ожидая никого.

Внимание CC-режиссёрам: пожалуйста, добавьте ваши проекты в наши Истории успеха и сообщите о предстоящих кинопоказах на нашей странице События. Мы были бы рады помочь популяризировать ваше произведение!

Обновление (11 апреля 2013): Nordic Creative Commons Film Festival только что запустил кампанию по сбору средств. Сделайте пожертвование или посетите сайт фестиваля, чтобы узнать о других способах принять участие.

 

Elliot Harmon, March 19th, 2013